История посёлка Мга
Происхождение названия "Мга"
Старинное поселение на реке Мга было известно задолго до основания Петербурга. В Переписных книгах Водской пятины Великого Новгорода до 1500 года Мга упоминается в связи с «железоделательным производством», которое здесь было хорошо развито.
До сегодняшнего дня нет однозначного толкования названия станции. И станция, и поселок имя свое получили от реки Мга, что не вызывает сомнения, а вот значение толкования наименования реки различно. По первой версии название реки у ижорского населения значило «мийа» (баба); по второй версии слово «мгла» потеряло букву, трансформировавшись в «Мгу» - густой, сырой туман, морось, мельчайший дождик. На карте XVII в. селение на реке Мга значилось как «Мхе», «Мгра», «Мйя», что в переводе с угро-финского означает «топкое место». На другой карте река называлась Стора Аммуне (буквально – «Большое устье»).
Первое упоминание
Деревня Мгы ( Мья современная Муя ) на реке Мге ( Мье ) впервые упомянута в пределах Никольского Ярославского погоста Водской пятины Новгородской земли на рубеже ХV века. До «новгородского вывода» , предпри-нятого Иваном III , эта деревня принадлежала новгородскому боярину Якову Губину Селезневу. Территория Никольского Ярос-лавского погоста с начала XVI века относилась к Ореховскому уезду. Именно с Орешком (ныне Шлиссельбург) район современного поселка Мга в XV-XVI век был связан особенно тесно.
Владение князей Юсуповых
Юсуповы – одна из самых видных по происхождению и богатству русских дворянских фамилий. Их родоначальник – Мурза Юсуф – потомок золотоордынских ханов. Отец казанской царицы Сумбеки, взятой в плен Иваном Грозным. Их дети и внуки служили русским государям и неоднократно жалованы были за службу поместьями, стояли близко к престолу. Князья Юсуповы с1830 годов владели землями в Шлиссельбургском уезде Санкт-Петербургской губернии.
После смерти Николая Борисовича Юсупова (1827-1891 гг.) титул княгини Юсуповой по повелению императора сохранился за его дочерью (так как Н.Б.Юсупов не имел мужского потомства) Зинаидой Николаевной Юсуповой (1861-1939 гг), женой графа Ф.Ф.Сумарокова-Эльстона. Им и принадлежали земли, где сейчас расположены станция и поселок Мга. Хозяева жили за границей и в свои угодья приезжали охотиться на медведей. На месте поселка стояли только домики егерей, один из которых сохранился и по сей день (сейчас в этом здании находится железнодорожная поликлиника).
Мга появилась в 1901 году
История поселка непосредственно связана с историей строительства одноименной железнодорожной станции, при которой он возник, рос и развивался. Строительство дороги и самой станции проходило очень тяжело, но дорога была необходима государству для вывоза сибирского зерна через Петербургский порт на заграничные рынки, так как построенная в 1899 году дорога Пермь-Вятка-Котлас (для вывоза зерна через Архангельский порт) не привлекала большого потока грузов ввиду сезонности работы водного транспорта и высокой платы за перевозку. До начала движения поездов по строившейся железной дороге местное население попадало в Петербург по единственной дороге, ведущей из деревни Пухолово в Любань, а из последней - пароходом по Неве плыли в Петербург.
С открытием движения по железной дороге Петербург-Званка началось заселение прилегающей к станции местности. В 1901 году в красивом сосновом лесу начал застраиваться поселок. 32 десятины этого леса принадлежали в то время княгине 3. Н. Юсуповой, графине Сумароковой-Эльстон (местечко «Юсуповский поселок» Шлиссельбургского уезда Петербургской губернии при ст. Мга).
Вокзал тогда был деревянным и вместе с платформой освещался тремя керосиновыми лампами. Для железнодорожников при вокзале были построены два одноэтажных жилых домика. В первые годы посёлок развивался медленно. Среди первых жителей поселка преобладали железнодорожные служащие и рабочие, которые размещались в вагонах и построенных одно- и двухквартирных домиках в районе восточной части поселка.
С 1901 до 1917 года число жителей Мги увеличилось от 20 до 200. После Октябрьской революции с постройкой железных дорог и увеличением движения поездов росло и население поселка. В 1918 году во Мге функционировала семилетняя школа, размещавшаяся в двухэтажном деревянном здании напротив вокзала (предшественница Железнодорожной школы). Были построены здания почты, сберкассы, банка, поликлиники, магазина. В 1929г. пошел первый поезд до Невдубстроя, в 1934г. была построена дорога Мга-Гатчина. В здании военкомата демонстрировались кинофильмы, в парке действовали танцплощадка и библиотека. Существовала пожарная команда, развивалась торговая сеть.